Тенденции в сборе, анализе и прогнозировании авиапроисшествий

By | 12.02.2018

В последнее время все более актуальным становиться вопрос о прогнозировании авиакатастроф, а также их предупреждение. Это касается не только российских компаний, но и также мировых. Современное состояние вопроса о развитии, разработке математических моделей, которые дают возможность оценить риск, а также о построении алгоритмов о функционировании системы прогнозирования, а в итоге и предотвращения авиакатастроф определяется не только уровнем развития математических методов, но и потребностями данной прикладной области.

Методы прогнозирования не являются универсальными, а поэтому в каждом отдельном случае необходимы свои способы прогнозирования, которые будут уместны в данной конкретной ситуации. Также возможна адаптация уже имеющихся методов под каждый случай.

Система прогнозирования, а также предотвращения происшествий в авиаперелета

Стоит рассмотреть одну из систем, которая является совершенно автоматизированной. Эта система разработана Ульяновским государственным университетом. Сейчас результатами ее работы являются:

  1. Быстрый прогноз вероятности событий, которые произойдут в предстоящем полете. Она указывает факторы, по которым может возникнуть та или иная опасность, их сочетание между собой. Система показывает возможность корректировки прогноза, при этом учитывая варианты поведения при управлении самолетом.
  2. Долгосрочный прогноз периодов критических ситуаций в авиаперелетах, а также возможности исправить данный прогноз.
  3. Дача количественной оценки рисков безопасности полетов не только в натуральной форме, но и также стоимостной. Данная процедура происходит на основе анализа данных, которые предоставляет компании об эксплуатационной деятельности той или иной авиаперелетной линии.
  4. Создание управленческих проектов решений по ПАП, БА и оценивание их эффективности.

К недостаткам данной системы можно отнести необходимость для ее функционирования задания большого количества экспертных оценок вероятностей, что на практике не представляется возможным. Также система направлена на работу с достаточно ограниченным и фиксированным набором авиапроисшествий и определяет только уровень риска, а не частоту возникновения происшествий.

Основная модель создания прогнозов

Для того чтобы создать оперативный прогноз, задействуют «деревья событий». «Деревья событий» представляют собой цепочки, которые были сформированы специальными экспертами, из ранее случившихся событий, которые взаимосвязаны между собой. Все это делается на основе причинно-следственных связей, образующих, в свою очередь, определенную уровневую систему. В роли качественных коэффициентов выступают экспертные или же статистические значение. Однако в случае их отсутствия применяются значения, которые были адаптивно сформированы алгоритмом.

Для каждого события создается дерево событий, с его помощью и вычисляется оценка, а также вероятность события в сфере авиации на ближайшее будущее. Оценки по итогу накапливаются, и впоследствии система быстро может настроиться согласно результатам использования.

Альтернативным подходом к решению задачи прогнозирования являются обучаемые структуры. В данной задаче могут быть применимы как обыкновенные персептроны, так и традиционно применяемые в задачах с временными рядами рекуррентные нейронные сети типа LSTM. В настоящий момент широко развита теория аппроксимации и экстраполяции функций, в том числе нейросетевые подходы, когда стоит задача прогноза поведения некоторой целевой функции, зависящей от многомерного вектора характеристик, и, в частности времени.

Существующие стандарты, предъявляемые авиакомпаниям

На сегодняшний день существует большое количество организаций, официальных регламентов которые предъявляют компаниям, занимающимся авиаперевозкам, ряд требований и обязательств. Однако стоит рассмотреть наиболее значимые контролирующие организации, те, которые контролируют безопасность пассажиров в самолете и тех, что занимаются авиапроисшествиями.

В первую очередь стоит рассмотреть организацию ICAO (ИКАО от английского) – это специализированное учреждение, которое было создано ООН в 1947 году. Данное учреждение занимается установлением норм, которые считаются международными, гражданской авиации. Помимо этого, ИКАО занимается координированием развитие авиации. В этом случае целью является увеличение уровня безопасности, а также эффективности.

Еще одной организацией, которая контролирует компании, которые занимаются авиаперелетами, является американское Федеральное Управление гражданской авиации FAA (Federal Aviation Administration). Данный орган является центральным в США и был образован в 1958 году.

Главные его функции заключаются в следующем:

  1. Управление коммерческими космическими программами, то есть теми, которые не финансирует государство;
  2. Контроль гражданской авиации для достижения наибольшей безопасности пассажиров, которые находятся на борту самолета;
  3. Разработка национальной аэрокосмической системы.

ФАА имеет право выдавать лицензии частным, коммерческим пилотам. Летная лицензия от ФАА – это официальный документ, который подтверждает право летчика на управление летательным аппаратом.

И еще один немаловажный орган в авиации – это РФ-МАК. Он представляет собой исполнительный комитет 11 государств бывшего СССР. Был основан в 1991 году и базировался на «Соглашении о гражданской авиации об использовании воздушного пространства». В России контроль полетов, а также расследование происшествий, которые произошли в этой сфере, расследуют сотрудники Службы безопасности полетов авиации МО РФ.

Все три организации, описанные выше, строго контролируют безопасность полетов и обязывают все существующие авиакомпании в мире освещать все происшествия, которые у них произошли в воздухе.

Как используют данные об авиакатастрофах для их предупреждения?

Информация о случившихся авиакатастрофах помогает существенно снизить их, поскольку компания, в которой случилась катастрофа, берет это во внимание. Таким образом, она знает о своих недостатках, а поэтому проверка самолетов, которые «выходят» на взлет, происходит более тщательно и особое внимание уделяется именно той части, из-за которой и случилась катастрофа.

Также следует отметить тот факт, что авария, произошедшая в одной авиакомпании, заставляет других относиться к своим летательным аппаратным еще серьезнее. Из-за этого происходит множество проверок.

Помимо этого, такие данные существенно влияют на расчет страховых выплат. Ведь выплаты исходят из того количества аварий, которые случились в данной авиакомпании за определенный промежуток времени.

Рейтинг безопасности авиаперелетных линий рассчитывается тоже исходя из этих данных, и их всегда можно найти на сайте любой компании.

Для того чтобы снизить аварийность и тем самым повысить рейтинг безопасности авиакомпании, делается прогнозирование. Именно оно дает возможность предотвратить крушение самолета и гибель людей. Прогнозирование – важный аспект в авиаперевозках.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *